Межрайонным прокурором Хорошевской межрайонной прокуратуры СЗАО г. Москвы Н.А. Шурыгиным внесен протест от 04.10.2016 г. №7-4/2016/8116 на решение муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Щукино в городе Москве от 26.11.2015 г. №16/01 «О согласовании установки ограждающих устройств на придомовой территории многоквартирного жилого дома, расположенного в муниципальном округе Щукино».
Указанным решением муниципальное Собрание ВМО Щукино в городе Москве согласовало установку ограждающих устройств с кнопками свободного доступа (шлагбаумы) на придомовой территории многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Маршала Бирюзова, дом 2, дом 4, корпус 1, дом 4 корпус 2.
По мнению межрайонного прокурора Н.А. Шурыгина, пункт 1 вышеуказанного Решения муниципального Собрания ВМО Щукино в городе Москве от 26.11.2015 г. №16/01, в части оборудования ограждающих устройств кнопками свободного доступа, противоречит пунктам 5 и 9.2 постановления Правительства Москвы от 02.07.2013 г. №428-ПП «О Порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве», пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку «обязанность собственников оборудовать ограждающие устройства кнопками свободного доступа лишает смысла установку ограждающего устройства при въезде на придомовую территорию». В связи с чем межрайонный прокурор Н.А. Шурыгин требует внести соответствующие изменения в решение муниципального Собрания ВМО Щукино в городе Москве от 26.11.2015 г. №16/01.
В обоснование своей позиции межрайонный прокурор Н.А. Шурыгин указывает, что «в соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Москвы от 02.07.2013 г. №428-ПП «О Порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве» въезд на придомовую территорию транспортных средств собственников помещений в многоквартирном доме и иных лиц осуществляется в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно пункту 9.2 вышеназванного постановления основанием для отказа в согласовании ограждающего устройства является, в том числе, создание ограждающим устройством препятствий или ограничений проходу пешеходов и (или) проезду транспортных средств на территории общего пользования, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Между тем в силу пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования – территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).» В связи с чем межрайонный прокурор Н.А. Шурыгин делает вывод о том, что «придомовые территории не являются территориями общего пользования».
Рассмотрев протест межрайонного прокурора Н.А. Шурыгина от 04.10.2016 г. №7-4/2016/8116 на решение муниципального Собрания Щукино в городе Москве от 26.11.2015 г. №16/01, поступивший на имя Руководителя ВМО Щукино в городе Москве, Совет депутатов отмечает:
1. В соответствии с частью 1 и пунктом 2 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе, введение ограничений пользования им.
Решение об установке ограждающих устройств (шлагбаума, ворот) является решением о введении ограничений на пользование земельным участком, относящимся к придомовой территории, определенной в установленном законодательством порядке.
В соответствии с пунктом 4 «Порядка установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве», утвержденного постановлением Правительства Москвы от 02.07.2013 г. №428-ПП, «в случае, если ограждающее устройство устанавливается для регулирования въезда и (или) выезда транспортных средств на придомовые территории двух и более многоквартирных домов, то установка таких устройств осуществляется на основании принятых на общих собраниях решений собственников помещений всех таких многоквартирных домов».
В соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, «решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов, принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктом 1.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1,1.1-1, 1.2 - 3.1, 4.2, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме».
Таким образом, решения по вопросам об установке ограждающего устройства (шлагбаума, ворот), ограничивающего доступ на земельный участок, на котором расположены многоквартирные дома, принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в каждом из многоквартирных домов.
В соответствии с частью 3, пунктом 2 части 5.1 статьи 48 Жилищного кодекса Российской Федерации количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.
При проведении общего собрания посредством очного, очно-заочного или заочного голосования, в решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, которое включается в протокол общего собрания, должны быть указаны сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме.
2. Обратившимся к Руководителю ВМО Щукино в городе Москве уполномоченными собственниками помещений в домах по адресам: г. Москва, ул. Маршала Бирюзова, дом 2, дом 4, корпус 1, дом 4 корпус 2 лицами, представлены копии Протоколов решений внеочередных общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах по адресам: г. Москва, ул. Маршала Бирюзова, дом 2, дом 4, корпус 1, дом 4, корп. 2, заочная форма голосования, и Листов голосования на внеочередных собраниях собственников помещений в многоквартирных домах по адресам: г. Москва, ул. Маршала Бирюзова, дом 2, дом 4, корпус 1, дом 4, корпус 2 в форме заочного голосования.
Кроме того обратившимися гражданами также была представлена «Схема установки ограждающих устройств на придомовой территории домов 2 и 4 по ул. Маршала Бирюзова». Согласно Схеме, шлагбаум №1 устанавливается на проезде между домами по адресам: ул. Маршала Бирюзова, дом 4, корпус 2 и дом 4, корпус 3, шлагбаум №2 устанавливается между домами по адресам: ул. Маршала Бирюзова, дом 2 и дом 4, корпус 2, шлагбаум №3 устанавливается между домами по адресам: ул. Маршала Бирюзова, дом 2 и дом 4, корпус 1, шлагбаум №4 устанавливается между домами по адресам: ул. Маршала Бирюзова, дом 4, корпус 1 и дом 4, корпус 3.
3. Как следует из вышеуказанных Протоколов, за утверждение проекта Схемы, а также «Порядка въезда на придомовую территорию транспортных средств в соответствии с постановлением Правительства Москвы №428-ПП от 02.07.2013 г.», проголосовало соответственно 78,05, 75,2 и 88,06 процента собственников помещений в домах по вышеуказанным адресам.
Между тем в вышеуказанных Протоколах и Листах голосования не соблюдены требования пункта 2 части 5.1 статьи 48 Жилищного кодекса Российской Федерации – отсутствуют сведения о документе, подтверждающим право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме, либо иные документы, подтверждающие право собственности лиц, принявших участие в вышеуказанных общих собраниях, на жилые помещения в многоквартирных жилых домах по адресам: г. Москва, ул. Маршала Бирюзова, дом 2, дом 4, корпус 1, дом 4, корпус 2.
Указанное не позволяет установить, являются ли принявшие участие в голосовании граждане единственными собственниками квартир (помещений), что не позволяет считать итоги голосования достоверными.
4. В соответствии с пунктом 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой прав собственности и других вещных прав», «если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ», в соответствии с которой «границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
5. Результаты межевания квартала, на территории которого находятся многоквартирные жилые дома по адресам: ул. Маршала Бирюзова, дом 2, дом 4, корпус 1, дом 4, корпус 2, утверждены распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 28.01.2014 г. №742, однако участки придомовой территории в этом квартале на государственный кадастровый учет до настоящего времени не поставлены и тем самым находятся в собственности публично-правового образования – города Москва.
6. Согласно утвержденному вышеуказанным распоряжением Проекту межевания территории, шлагбаумы №1, №2 и №3 перекрывают проезды, отнесенные Проектом межевания к территориям общего пользования.
Между тем установка ограждающих устройств (шлагбаумов, ворот), ограничивающих доступ автотранспорта на территории (земельные участки) общего пользования, законодательством Российской Федерации не допускается.
Установка ограждающих устройств (шлагбаумов, ворот), ограничивающих доступ автотранспорта на придомовые территории многоквартирных жилых домов по адресам: ул. Маршала Бирюзова, дом 2, дом 4, корпус 1, дом 4 корпус 2, не относится к мероприятиям, необходимым для эксплуатации вышеуказанных жилых домов собственниками помещений по вышеуказанным адресам. Следовательно, собственники помещений в многоквартирных домах по адресам: ул. Маршала Бирюзова, дом 2, дом 4, корпус 1, дом 4, корпус 2 не вправе устанавливать ограждающие устройства (шлагбаумы, ворота), препятствующие въезду автомобильного транспорта на территории общего пользования и на не принадлежащие им на праве собственности земельные участки.
7. Правительство Москвы, утвердив своим постановлением от 02.07.2013 г. №428-ПП «Порядок установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве» и установив при этом, что решение о согласовании установки ограждающего устройства либо об отказе в согласовании принимается Советом депутатов муниципального округа, одновременно самостоятельно, в одностороннем порядке, установило для Совета депутатов основания для отказа в согласовании установки ограждающих устройств (шлагбаумов). Тем самым Правительство Москвы осуществило регулирование деятельности представительного органа местного самоуправления.
Между тем, в соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации, частью 3 статьи 7 Устава города Москвы, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти города Москвы. В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают «иные вопросы местного значения».
При этом ни в вышеуказанном постановлении Правительства Москвы, ни в Протесте Хорошевского межрайонного прокурора Н.А. Шурыгина не содержится указаний на законодательные акты Российской Федерации или города Москвы в части обоснования права Правительства Москвы устанавливать ограничения в отношении решений представительного органа местного самоуправления, установленные пунктом 9 «Порядка установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве.»
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 12 и 132 Конституции Российской Федерации, частью 3 статьи 7 Устава города Москвы, Совет депутатов решил:
1. Отклонить Протест от 04.10.2016 г. №7-4/2016/8116, внесенный межрайонным прокурором Хорошевской межрайонной прокуратуры Н.А. Шурыгиным на решение муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Щукино в городе Москве от 26.11.2015 г. №16/01 «О согласовании установки ограждающих устройств на придомовой территории многоквартирного жилого дома, расположенного в муниципальном округе Щукино».
2. Опубликовать настоящее решение в бюллетене «Московский муниципальный вестник» и разместить в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте муниципального округа (внутригородского муниципального образования) Щукино в городе Москве www.shukino.ru.
3. Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия.
4. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на Главу муниципального округа Щукино в городе Москве Гребенника А.В.
Глава муниципального
округа Щукино в городе Москве А.В. Гребенник