В Совет депутатов муниципального округа Щукино в городе Москве поступило обращение уполномоченного представителя собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: Тепличный переулок, дом 7 о согласовании установки ограждающего устройства (шлагбаума) в соответствии с Порядком установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 02.07.2013 г. №428-ПП «О Порядке установке ограждений на придомовых территориях в городе Москве».
В Совет депутатов представлены:
Согласно Реестра собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Тепличный переулок, дом 7, общее число собственников помещений в многоквартирном доме 144, общая площадь помещений в доме 7142,5 кв. м.
Согласно Протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: Тепличный переулок, дом 7 (далее – Протокол), в собрании приняли участие 136 собственников помещений в доме, в собственности которых находятся помещения общей площадью 4830,59 кв. м, что составляет 67,62% от общего числа голосов.
За установку на придомовой территории ограждающего устройства (шлагбаума) для регулирования въезда/выезда транспортных средств в порядке установленном постановлением Правительства Москвы от 02.07.2013 г. №428-ПП, проголосовали 92 собственника помещений, что, согласно Протокола, составило 51,88% от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (3705,49 кв. м).
Правовая позиция по вопросу установки ограждающих устройств (шлагбаумов), изложена Хорошевским межрайонным прокурором г. Москвы в Административном исковом заявлении от 06.04.2017 г. №7-1-2017, поданном в Хорошевский районный суд г. Москвы, и состоит в следующем.
«В соответствии с п.п. 3, 4 Порядка, установка ограждающих устройств осуществляется по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам принятия решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится вопрос, связанный с принятием решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им.
Данная компетенция общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме обуславливается тем, что ст. 36 ЖК РФ относит земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.
Соответственно собственники помещений в многоквартирном доме обладают правом на принятие решения на установку ограждающего устройства только в случае наличия правомочий в отношении земельного участка, на территории которого планируется разместить ограждающее устройство. В противном случае, действия заинтересованных лиц могут нарушать права третьих лиц по пользованию участком.
В соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» №189-ФЗ от 29.12.2004 г. земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме лишь с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
Установление ограничений пользования или распоряжения земельным участком, принадлежащим городу Москве, или земельным участком, расположенным на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, но распоряжение, которым осуществляют органы власти города Москвы, третьими лицами недопустимо.
В соответствии с действующим Порядком установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве (далее – Порядок), утвержденным постановлением Правительства Москвы от 02.07.2013 №428-ПП установка ограждающего устройства допускается исключительно на земельном участке придомовой территории многоквартирного дома.
В соответствии с законодательством города Москвы под земельным участком придомовой территории многоквартирного дома понимается сформированный и поставленный на кадастровый учет земельный участок, в отношении которого ранее был подготовлен проект межевания, прошедший публичные слушания и утвержденный уполномоченным органом Правительства Москвы.
Земельный участок придомовой территории многоквартирного дома по адресу: Тепличный переулок, дом 7 не сформирован, на кадастровый учет не поставлен, т.е. не является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку не сформирован в соответствии с порядком, установленным ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». Следовательно, он не может быть признан придомовой территорией, в связи с чем собственники помещений в многоквартирном доме по адресу: Тепличный переулок, дом 7 не обладают правом владения на указанный земельный участок.
Использование исключительно для нужд жителей многоквартирного дома по адресу: Тепличный переулок, дом 7 земельного участка путем установки ограждающего устройства (шлагбаума) без установления границ такого участка и постановки его на кадастровый учет, нарушает законные права и интересы смежных землепользователей.
Земельный участок, на котором предлагается согласовать установку ограждающих устройств, являются территорией общего пользования в силу положений ч. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 13 Порядка запрещается установка и эксплуатация ограждающих устройств, препятствующих или ограничивающих проход пешеходов и проезд транспортных средств на территории общего пользования.
Таким образом, при отсутствии прав на земельный участок придомовой территории собственники помещений в многоквартирном доме по адресу: Тепличный переулок, дом 7 не вправе принимать решения об установке ограждающих устройств на данном земельном участке до возникновения права владения на него.
Пунктом 14 Порядка установлено, что в случае нарушения требований настоящего Порядка при установке ограждающих устройств, ограждающие устройства подлежит демонтажу и перемещению на специально организованные для хранения площадки в порядке и на условиях, аналогичных порядку, установленному для освобождения земельных участков от незаконно установленных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства».
Совет депутатов отмечает:
На основании вышеизложенного, и в связи с тем, что согласно правовой позиции, изложенной Хорошевским межрайонным прокурором г. Москвы в Административном исковом заявлении от 06.04.2017 г. №7-1-2017, «Совет депутатов не вправе исходя из предоставленных Порядком полномочий, устанавливать обязанность оборудовать ограждающие устройства кнопками свободного доступа, т.е. устанавливать порядок въезда на придомовую территорию транспортных средств собственников помещений в многоквартирном доме и иных лиц», Совет депутатов решил:
Глава муниципального округа
Щукино в городе Москве А.В. Гребенник