Прокурором Хорошевской межрайонной прокуратуры СЗАО г. Москвы межрайонным прокурором Н.А. Шурыгиным внесен протест от 15.09.2016 г. №7-5-2016/7318 на решение муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Щукино в городе Москве от 26.11.2015 №16/03 «О согласовании установки ограждающих устройств на придомовой территории многоквартирного жилого дома, расположенного в муниципальном округе Щукино».
Указанным решением муниципальное Собрание ВМО Щукино в городе Москве согласовало установку ограждающих устройств с кнопками свободного доступа (шлагбаумы) на придомовой территории многоквартирного жилого дома (группы многоквартирных жилых домов), расположенного по адресу: ул. Народного Ополчения, д.48, корп. 1, ул. Маршала Бирюзова, д.12, д.10, корп. 1, ул. Маршала Бирюзова, д.10, корп. 2.
По мнению межрайонного прокурора Н.А. Шурыгина п. 1 вышеуказанного Решения муниципального Собрания ВМО Щукино в городе Москве от 26.11.2015 №16/03 в части оборудования ограждающих устройств кнопками свободного доступа противоречит п. 5, п. 9.2 постановления Правительства Москвы от 02.07.2013 г. №428-ПП «О Порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве», п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку «обязанность собственников оборудовать ограждающие устройства кнопками свободного доступа лишает смысла установку ограждающего устройства при въезде на придомовую территорию». В связи с чем межрайонный прокурор Н.А. Шурыгин требует внести соответствующие изменения в решение муниципального Собрания ВМО Щукино в городе Москве от 26.11.2015 г. №16-03.
В обоснование своей позиции межрайонный прокурор Н.А. Шурыгин указывает, что «в соответствии с п. 5 постановления Правительства Москвы от 02.07.2013 г. №428-ПП «О Порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве» въезд на придомовую территорию транспортных средств собственников помещений в многоквартирном доме и иных лиц осуществляется в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно п. 9.2 вышеназванного постановления основанием для отказа в согласовании ограждающего устройства является, в том числе, создание ограждающим устройством препятствий или ограничений проходу пешеходов и (или) проезду транспортных средств на территории общего пользования, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Между тем в силу п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования – территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).» В связи с чем межрайонный прокурор Н.А. Шурыгин делает вывод о том, что «придомовые территории не являются территориями общего пользования».
Рассмотрев поступивший на имя Руководителя ВМО Щукино в городе Москве протест межрайонного прокурора Н.А. Шурыгина от 15.09.2016 г. №7-5/2016/7318 на решение муниципального Собрания Щукино в городе Москве от 26.11.2015 г. № 16/03, Совет депутатов отмечает:
1. В соответствии с частью 1 и пунктом 2 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе, принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им.
Решение об установке шлагбаума является решением о введении ограничений на пользование земельным участком, относящимся к придомовой территории, определенной в установленном законодательством порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 46 указанного Кодекса решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктом 1.1 части 2 статьи 44 [1] настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1 [1], 1.1-1 [1], 1.2 [1] — 3.1 [1], 4.2 [1], 4.3 части 2 статьи 44 [1] настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, решения по вопросам об установке шлагбаума, ограничивающего доступ на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 3, пунктом 2 части 5.1 статьи 48 Жилищного кодекса Российской Федерации количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.
При проведении общего собрания посредством очного, очно-заочного или заочного голосования в решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, которое включается в протокол общего собрания, должны быть указаны сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме.
Обратившимся к Руководителю ВМО Щукино в городе Москве уполномоченным от группы многоквартирных домов В.А. Прониным представлены копии подписных листов голосования внеочередного Общего собрания (в форме заочного голосования) собственников помещений многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Москва, ул. Народного Ополчения, д. 48, корп. 1 (подъезды 1-5), ул. Маршала Бирюзова, д. 10, корп. 1 (подъезды 1-2), д. 10, корп. 2 (подъезды 1-3), д. 12 (подъезды 1-5) и протокол заочного голосования от 15.10.2015 г.
Согласно указанному протоколу «в проведении внеочередного Общего собрания собственников помещений, путем заочного голосования, приняли участие собственники 157 помещений, составляющих 13673, 1 кв. м площади многоквартирных домов, что является 74% от общей площади вышеперечисленных многоквартирных домов».
Как следует из представленных обратившимся в муниципальное Собрание ВМО Щукино в городе Москве материалов в представленном «Списке жильцов по адресу: ул. Народного Ополчения, д. 48, корп. 1, ул. Маршала Бирюзова, д. 12, д. 10, корп. 1, ул. Маршала Бирюзова, д. 10, корп. 2., принявших участие в голосовании» не соблюдены требования пункта 2 части 5.1 Жилищного кодекса Российской Федерации – отсутствуют сведения о документе, подтверждающим право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме.
Указанное не позволяет установить является ли принявшие участие в голосовании граждане единственными собственниками квартир (помещений), что не позволяет считать итоги голосования достоверными.
2.В соответствии с п. 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой прав собственности и других вещных прав», если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ, в соответствии с которой границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства [2] и законодательства [3] о градостроительной деятельности.
Несмотря на то что, результаты межевания квартала, на территории которого находятся многоквартирные жилые дома по адресам: ул. Народного Ополчения, д. 48, корп. 1, ул. Маршала Бирюзова, д. 10, корп. 1, д. 10, корп. 2, дом 12 утверждены уполномоченным органом Правительства Москвы – Департаментом городского имущества города Москвы, на настоящее время участки придомовой территории многоквартирных жилых домов по адресам: ул. Народного Ополчения, д. 48 , корп. 1ул. Маршала Бирюзова, д. 10, корп. 1, д. 10, корп. 2, дом 12 не поставлены на кадастровый учет и тем самым находятся в собственности публично-правового образования – города Москва.
Установка шлагбаумов, ограничивающих доступ автотранспорта на придомовые территории многоквартирных жилых домов по адресам: ул. Народного Ополчения, д. 48, корп. 1, ул. Маршала Бирюзова, д. 10, корп. 1, д. 10, корп. 2, дом 12 не относится к мероприятиям, необходимым для эксплуатации вышеуказанных жилых домов собственниками помещений по вышеуказанным адресам. Следовательно, собственники помещений в многоквартирных домах по адресам: ул. Народного Ополчения, д. 48, корп. 1, ул. Маршала Бирюзова, д. 10, корп. 1, д. 10, корп. 2, дом 12 не вправе устанавливать ограждающие устройства (шлагбаумы) для въезда автомобильного транспорта на не принадлежащие им на праве собственности земельные участки.
3. Правительство Москвы, утвердив своим постановлением от 02.07.2013 г. №428-ПП Порядок установки ограждений на придомовых территориях и установив при этом, что решение о согласовании установки ограждающего устройства либо об отказе в согласовании принимается советом депутатов муниципального округа одновременно самостоятельно в одностороннем порядке установило для Совета депутатов основания для отказа в согласовании установки ограждающих устройств (шлагбаумов). Тем самым Правительство Москвы осуществило регулирование деятельности представительного органа местного самоуправления.
Между тем в соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации, частью 3 статьи 7 Устава города Москвы органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти города Москвы, в соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают иные вопросы местного значения.
При этом ни в вышеуказанном постановлении Правительства Москвы, ни в Протесте Хорошевского межрайонного прокурора Н.А. Шурыгина не содержится указаний на законодательные акты Российской Федерации или города Москвы в части обоснования права Правительства Москвы устанавливать ограничения в отношении решений представительного органа местного самоуправления, установленные п. 9 Порядка установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 12 и 132 Конституции Российской Федерации, частью 3 статьи 7 Устава города Москвы Совет депутатов решил:
1. Отклонить протест межрайонной прокуратуры прокурора Хорошевской межрайонной прокуратуры Н.А Шурыгина от 15.09.2016 г. № 7-5/2016/7318 на решение муниципального Собрания ВМО Щукино в г. Москве от 26.11.2015 №15-05.
2. Опубликовать настоящее решение в бюллетене «Московский муниципальный вестник» и разместить в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте внутригородского муниципального образования Щукино города Москвы www.shukino.ru.
3. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на Главу муниципального округа Щукино в городе Москве Гребенника А.В.
Глава муниципального
округа Щукино в городе Москве А.В. Гребенник